Закон и право
sicenterab@gmail.com

КРАТКИЙ ОБЗОР СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ШВЕЦИИ

КРАТКИЙ ОБЗОР СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ШВЕЦИИ

    
    Правовая система Швеции базируется на Скандинавском праве, относящемся к самостоятельной скандинавской ("северной") правовой семье, занимающей, в силу своей специфики и самобытности, промежуточное положение между романо-германской и англо-американской правовыми системами.
    
    Конституция — это основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны, принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений с населением.    
    Конституция Швеции (швед. Sveriges grundlagar) — основной закон Швеции, состоит из нескольких конституционных актов.
    С 1974 г. стала действовать новая Конституция. Она состоит из трех основных конституционных законов: Формы правления от 27 февраля 1974 г., Акта о престолонаследии от 26 февраля 1810 г. и Акта о свободе печати 1949 г. с изменениями от 27 февраля 1974 г. Акт о Риксдаге, принятый 28 февраля 1974 г., формально перестал быть одним из основных законов, составлявших ранее конституцию, хотя он (в своих основных параграфах) продолжает признаваться конституционным.    
    
    В системе шведского законодательства отсутствует единый гражданский кодекс, а нормы одного из разделов Закона 1734 г., посвященного вопросам торгового права, в настоящее время практически утратили силу.
    Так, в сфере гражданского и торгового права центральную роль играют Закон о продаже товаров 1905 г. и Закон о договорах и иных юридических сделках 1915 г. Названные Законы регулируют как вопросы заключения договоров (форма, представительство сторон и др.), так и последствия невыполнения обязательств.
    В 1971 г. были приняты Законы о запрещении договоров с ненадлежащими условиями и о продаже товаров потребителям. Данные нормативные правовые акты ориентированы на то, чтобы защитить правовыми средствами физических лиц-потребителей от возможного злоупотребления крупных корпораций.
    Не менее важны Законы об акционером обществе 1975 г. и о торговых компаниях и партнерстве 1980 г.

    Отношения земельной собственности регулируются Законом о недвижимом имуществе 1970 г., допускающим известные ограничения прав собственников в интересах охраны природы, а также территориального (в особенности городского) планирования.
    
    Нормативные правовые акты по охране окружающей среды в Швеции образуют самостоятельный и весьма значимый раздел законодательства.
    
    Основные акты в сфере брачно-семейных отношений это Закон о браке 1920 г. и Закон о родителях и детях 1949 г., в которые были внесены значительные изменения, большей частью в результате деятельности Комиссии по реформе семейного права, образованной в 1969 г.
    Шведское законодательство признает равенство юридических последствий брака, вне зависимости от того, заключен брак по религиозной или цивильной процедуре.
    Имущественные права супругов с 1978 г. регулируются таким образом, чтобы обеспечить их относительную самостоятельность, а при необходимости - возможность получить после развода содержание со стороны более обеспеченного супруга.
    Процедура развода после реформы семейного законодательства Швеции 1973 г. существенно упрошена (как правило, развод осуществляется через 6 месяцев после обращения в суд). В результате изменений, внесенных в 1976 г. в Закон о родителях и детях, практически устранены различия в правовом статусе детей, рожденных вне брака, и законнорожденных.
    
    Согласно Закону о наследовании 1958 г. (с последующими изменениями) завещание наследодателя не должно ухудшать положение его детей по сравнению с правилами наследования по закону.
    Закон о семейной собственности 1986 г. предусматривает, что лица, находившиеся в супружеских отношениях без их оформления, имеют право на совместное имущество при расторжении фактических супружеских отношений и в случае смерти другого супруга.
    
    В Законе о совместном регулировании трудовых отношений 1976 г. и других актах закреплена сложившаяся в Швеция система по существу принудительного мирного разрешения трудовых конфликтов путем переговоров нанимателей и работников.
    Так, в коллективных договорах, заключаемых между профессиональными объединениями рабочих и соответствующими ассоциациями предпринимателей на 1-3 года, устанавливаются условия труда и ставки заработной платы. Шведское законодательство, провозглашающее право работников на забастовку, предусматривает, однако, возможность запрета забастовки по решению риксдага, если она наносит значительный ущерб интересам граждан и общества.
    Согласно поправкам, внесенным в Закон о защите наемного труда в 1982 г., увольнение работника может производиться лишь по "объективно оправданной" причине.
    
    Закон о всеобщем страховании 1962 г. и другие акты предусматривают выплату пенсий по старости (так называемые "народные пенсии"), дополнительных пенсий, исчисляемых с учетом предыдущих заработков, пособий при производственных травмах, по болезни, по беременности, пособий на детей, "вдовьей пенсии" и др.
    
    Как указывалось выше за последние десятилетия большое развитие получило законодательство в области охраны окружающей среды.
    Закон о рациональном использовании сельскохозяйственных угодий 1979 г. с дополнениями 1984 г. связывает интересы охраны окружающей среды с практикой ведения сельского хозяйства.
    Закон об охране лесов 1979 г. был дополнен Законом о запрете применения пестицидов на лесных угодьях 1983 г. и Законом об охране лиственных лесов 1984 г.     В настоящее время продолжают действовать Охотничий кодекс 1938 г. и Закон об охоте 1938 г.
    Правила добычи рыбы определяются Декретом о рыболовстве 1982 г. и другими актами. Контроль за особыми природными зонами, меры по защите животных и растений определяются нормами законов об охране природы 1967 и 1969 г.г. Имеется также Закон о водных ресурсах 1983 г. Наиболее важную роль в этой области ныне призван играть Закон о возмещении ущерба окружающей среде 1986 г., который определяет различные категории этого ущерба и санкции за них.
    
    Содержание Уголовного кодекса Швеции 1962 г. (УК) охватывает лишь основные категории преступлений. Ответственность за автотранспортные преступления, контрабанду, распространение наркотиков, нарушения налогового законодательства и меры по борьбе с иностранными террористическими группами предусмотрены в дополнительных уголовных законах либо в законах общего характера (например, в Законе об иностранцах 1980 г.).         
    Важными дополнениями к УК 1962 г. служат законы об отбывании наказания в местах лишения свободы и об исполнении штрафов, изданные в 1964 г. (с последующими изменениями).
    Смертная казнь за преступления, совершаемые в мирное время, была отменена в 1921, а окончательно как вид наказания - в 1972 г.
    
    Вопросы уголовного и гражданского процесса в шведском праве традиционно (как это было и в соответствующем разделе Закона 1734 г.) объединены в одном источнике и нередко регулируются одними и теми же нормами (о составе суда, о процессуальных сроках, о вызове в суд, о средствах доказывания и др.).
    В 1942 г. был принят действующий ныне Закон о судебной процедуре (вступил в силу с 1 января 1948 г.). По своему содержанию это закон о судоустройстве и одновременно процессуальный кодекс, в котором особенности уголовного и гражданского процесса отмечаются после изложения общих норм, действующих в каждой судебной инстанции. В нем провозглашены принципы состязательности, публичности, устности, непосредственности судебного разбирательства и допустимости всех видов доказательств со свободной оценкой их судом. Большое число изменений и, дополнений к нему внес Закон об исполнении судебных решений по гражданским делам 1981 г.

    В шведской судебной системе выделяются три ветви: суды общей юрисдикции (районные суды, апелляционные суды и верховный суд), административные суды, суды специальной юрисдикции (например, суды по трудовым спорам, суды по защите конкуренции и др.)
    Все суды являются независимыми и самостоятельными по отношению к другим ветвям власти - шведскому парламенту и правительству.
    Районные суды являются судами первой инстанции. В настоящий момент существуют 97 районных судов в Швеции. Свою деятельность они осуществляют на территориальной основе: рассматривают дела, исходящие из коммун, которые составляют соответствующий судебный округ. Они различаются по численности судей, по числу судей, имеющих высшее юридическое образование. Вся страна разделена на судебные округа, в которых действуют низовые суды - тингсратт (сессионные или окружные суды), их насчитывается около ста, и они различны по численности судей. В самых малых из них работают 1 - 2 судьи, являющихся профессиональными юристами, самое же большое число судей - в городском суде Стокгольма.
    В шведской системе судопроизводства суды общей юрисдикции первой инстанции играют ключевую роль. Они компетентны рассматривать любые дела в рамках своей юрисдикции, куда входят все уголовные и гражданские дела.

Виктор Мухтанов,
адвокат


Найти ещё Ничего не нашли?