День Святого Кнута (13 января)

Традиция празднования этого дня уходит далеко в прошлое. Жил да был в Дании в начале двенадцатого века нашей эры Кнут Лавард (Knut Lavard, Lavard – датская форма английского «Lord»), один из многочисленных внуков короля Свена Естридссона (Sven Estridsson). Король Свен оставил после себя большое потомство и вопрос о наследнике был особенно острым. До поры до времени Кнут ничем не выделялся среди своих многочисленных двоюродных братьев, как и он претендовавших на датский престол. Однако, спустя некоторое время, он сумел с помощью хитростей и взяток выбиться в короли над маленьким славянским племенем оботритов (бодричи), жившем на территории нынешней Германии.

Вооруженный королевским титулом, Кнут всячески доказывал своему дяде Нильсу, бывшему тогда королем Дании, что это он должен быть его наследником. Сыну короля Нильса Магнусу такие претензии на престол не могли понравиться и 7 января 1131 года, дождавшись окончания празднования рождества, он заманил Кнута на встречу в лес и согласно легенде «раскроил ему череп от уха до уха так, что мозги вытекли».

Казалось бы, ничем не примечательное убийство, мало ли кого в те времена не убивали в борьбе за власть. Тем не менее сын Кнута, Вольдемар Великий (Voldemar den store), ставши королем Дании, испросил у Папы Римского канонизацию своего славного папаши. Когда же на его могиле стали свершаться чудеса в больших количествах, посмертная слава святому Кнуту была обеспечена. Интересно, что женой Кнута была внучка Владимира Мономаха и его сын Вольдемар, будущий король Дании, был назван так в честь своего прадеда.

Первоначально днем святого Кнута считался день его смерти, 7 января, однако со временем этот день по непонятным причинам переехал на 13 января. Как бы то ни было, со временем 13 января стал считаться в Швеции и в других скандинавских странах днем окончания рождества, на что указывает широкоизвестная поговорка «Tjugondag Knut kör julen ut» (В день Кнута прогоняется рождество), а также ее многочисленные вариации: «Tjugondag Knut kastas julen ut» (В день Кнута выбрасывается рождество), «Tjugondag Knut sopas julen ut» (В день Кнута выметается рождество) и наконец: «Tjugondag Knut dansas julen ut» (В день Кнута вытанцовывается рождество). Последние две пословицы связаны с обычаем выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать народные гулянья.
Надо сказать, что в разных областях Швеции праздник святого Кнута отмечали и отмечают по-разному. К примеру, в областях южной Швеции делали из соломы чучело человека в натуральную величину («knutgubbe»), надевали на него одежду, незаметно прислоняли к двери соседа и устраивали на улице шум. Когда ничего не подозревавший сосед отворял дверь, чучело падало в его объятья. К чучелу обычно цепляли записку со словами «Här kommer Knut, /som kör julen ut, /Låt’en inte stå /utan bort till grannen gå» (Кнут пришел, рождество прогнал, не давай ему стоять, к соседу подкинь опять). Иногда это невинное послание заменялось другим с более крепкими выражениями по отношению к хозяину дома. В этом случае шутника следовало поймать и надавать тумаков или раздеть догола и нарядить в рванье чучела.

Если это удавалось, то шутнику весь следущий год приходилось нелегко – ни одна девушка не соглашалась танцевать с ним. Если же поймать шутника не удавалось, следовало подбросить чучело другому соседу. Оставшийся к концу ночи с чучелом «оставался с носом» и над ним потом смеялась вся деревня.
В других областях существовал обычай самим наряжаться в «knutgubbe». Мальчики 10–12 лет, наряженные и раскрашенные, производили в избах символическую уборку, «выметая рождество». В Лапландии существовал обычай наряжать бедную девушку барышней и водить ее по хуторам, показывая за деньги. С другой стороны, в области Вермланде (Värmland) этот праздник считался женским. Женщины деревни собирались вместе, пили самогон, кричали и веселились. Мужчинам в этот день приходилось самим доить коров.
В области Смоланд (Småland) мужики собирались в избе, поддавали и выталкивали друг друга из дверей. Когда все были выброшены и из избы выходил последний, рождество считалось «выброшенным», завершенным.
Празднование дня святого Кнута обычно оканчивалось песенкой: «Slut på julen och slut på ljusen /Och slut på brännvinet i alla husen!” (Нет рождества и огня в свечах, нет больше водки во всех домах!).


Найти ещё Ничего не нашли?