В Швеции заработало первое в мире «электрическое шоссе»

Над одной из полос обычного шоссе протянули электрические провода. Выезжая на этот участок дороги, грузовики выдвигают расположенные на крыше кабины контакты, напоминающие трамвайные, и продолжают путь, приводимые в движение электродвигателями, описывает новую технологию Радио Швеция. В конце участка автомобили вновь начинают использовать дизельные моторы. На электрической тяге грузовики способны развивать скорость до 90 км/ч (56 mph), не загрязняя при этом атмосферу.

Первая электрифицированная автомагистраль в мире расположена в центральной Швеции, у города Сандвикен (Sandviken) на двухкилометровом отрезке трассы E16, ведущей в Евле (Gävle). Провода натянуты на высоте в 5.28 метра над дорогой – значительно выше любого стандартного транспортного средства.

На некоторые грузовики уже установили специальное оборудование, позволяющее им на время «превращаться в трамваи», другим такая процедура ещё предстоит. Пока это опытная трасса. Движение обычных автомобилей на участке продолжается, как и раньше. В случае удачи эксперимента, который продлится два года, электрифицированный участок может быть продлён от находящегося у Ботнического залива порта Евле до Бурлэнге (Borlänge), промышленного города в 110 километрах от побережья.

«На этом отрезке дороги расположена значительная часть нашей тяжёлой промышленности, у которой есть потребность в перевозке большого количества грузов, а железная дорога, идущая в том же направлении, уже заполнена, поэтому мы рассматриваем это, как «гибкую железную дорогу», – рассказал Магнус Эрнстрём (Magnus Ernström). Он курирует проект со стороны региональной администрации.

По словам господина Эрнстрёма, скоро эксперимент распространится на другие участки автомагистралей.

«Это случится быстрее, чем многие ожидают. Потому что мы доказали, что это может быть сделано, это не научная фантастика. Теперь нам надо рассчитать экономику проекта, и как мы его будем финансировать. Расчёты, которые у нас есть на сегодняшний день, показывают, что если бы мы электрифицировали всю дорогу E16, примерно 200 километров ( в обе стороны), при нынешней интенсивности движения вложения окупились бы лет через 7-8», – рассказал чиновник.

Электрические пассажирские автомобили становятся всё доступнее и популярнее. Разработать подходящий двигатель, а главное аккумулятор достаточной ёмкости, для крупнотоннажных грузовиков значительно сложнее.

Технология, которую внедряют в Швеции, впервые появилась в Германии. В 1881 году там запустили первый трамвай на электротяге, в 1882 году – первый троллейбус. Несмотря на приличный возраст, инженерное решение вполне может применяться и в XXI веке.

«Автомобильные грузоперевозки требуют большого количества энергии и если вы хотите осуществлять их с помощью электричества, у вас должна быть проводящая технология – это единственное решение; вам нужно соединением между проводом и системой в грузовике. Если бы вы запустили грузовик на батарее, ему бы потребовалась батарея в 20 тонн для перевозки, может быть, 30-40 тонн груза, поэтому у вас не так много места осталось бы для самого груза», – объяснил Магнус Эрнстрём. По его мнению, система , запущенная в Сандвикене, может стать, по крайне мере, одним из решений для организации грузоперевозок в будущем.

Пробный проект осуществляется властями региона Евлеборг и Транспортной администрацией Швеции (Trafikverket). За техническую сторону отвечают компании Scania, поставляющая грузовики, и Siemens, отвечающая за оборудование машин «трамвайным приводом» и создание инфраструктуры, необходимой для его работы. Первую в мире – тоже экспериментальную – троллейбусную линию в предместье Берлина в 1882 году тоже запустила компания Siemens.

За развитием новой транспортной технологии внимательно следит финско-шведский лесопромышленный гигант Stora Enso. Помимо заготовки и переработки древесины компания занимается созданием новых материалов из возобновляемого сырья. Ежедневно по электрифицированному участку шоссе проезжают 70 грузовиков, принадлежащих Stora Enso.

«Для транспортного сектора серьёзное сокращение выбросов CO2 является важной и непростой задачей, вот почему новая технология вызывает большой интерес», – рассказал Линус Фредрикссон, отвечающий за организацию грузоперевозок Stora Enso в Скандинавии.

Швеция объявила о планах полностью прекратить использование топлива органического происхождения в транспортном секторе к 2030 году. Транспортная администрация страны хочет изучить, насколько в достижении этой цели может быть полезна технология «электрошоссе» (eHighway), предлагаемая компанией Siemens и есть ли у этой разработки коммерческие перспективы, пишет интернет-издание The Local.

Немецкие инженеры утверждают, что eHighway «в два раза эффективнее двигателей внутреннего сгорания», а энергии для её работы требуется в два раза меньше. Более трети всего углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу в Швеции, вырабатывает транспорт. Около половины этого объёма приходится на транспортные компании.


Найти ещё Ничего не нашли?